С сайта www membrana ru я узнал, что учёные нашли животных которые не спят. А некоторых животных, которых тоже приписывали в список не спящих оказалось, что спят.


Рыбы, эволюционно приспособившиеся к жизни в пещерах, в сравнении со своими ближайшими сородичами на поверхности почти не спят. Учёные предполагают, что эта находка позволит разобраться с причинами различных расстройств сна у людей.
Вызвав спячку у животных по своему желанию, экспериментаторы приблизились к пониманию её механизма. А его изучение важно не только для зоологов, но и для медиков, разрабатывающих методы защиты мозга пациентов, перенёсших сердечный приступ или инсульт.

Американские исследователи наблюдали за четырьмя североамериканскими медведями, залёгшими в спячку на территории Аляски. Учёных поразило изменение обменных процессов в теле животных.

Учёные открыли сон у улиток
Канадские биологи провели эксперимент, который убедительно показал, что улитки тоже спят. Правда, их сон несколько отличается от человеческого.
Исследователи из университета Торонто (U of T) заметили, что примерно 10% времени прудовики (Lymnaea stagnalis) проводят в неподвижном состоянии на стенках своих резервуаров. При этом их щупальца частично убраны, раковины свисают в сторону, нога симметрична и расслаблена. Чтобы проверить, спят ли их подопечные или просто отдыхают, учёные провели эксперимент.
В период когда по всему выходило, что улитки спят, биологи осторожно стучали по раковинам брюхоногих, касались тела улиток металлическими палочками и проверяли аппетит животных с помощью раствора сахарозы. Так выяснилось, что активные улитки в отличие от неподвижных отвечали в два раза быстрее на физическое воздействие и в семь раз быстрее на «подкормку».
Когда было экспериментально установлено, что сон всё-таки имеет место, канадцы проследили за поведением нескольких особей L. stagnalis в течение 79 дней.
Оказалось, что освещение никак не влияет на периоды сна-бодрствования улиток. В среднем цикл повторялся каждые два-три дня: в течение первых 13 часов улитки отходили ко сну в среднем семь раз, а потом следовал период более чем 30-часовой активности.

Открыта бессонница пещерных рыб
Рыбы, эволюционно приспособившиеся к жизни в пещерах, в сравнении со своими ближайшими сородичами на поверхности почти не спят. Учёные предполагают, что эта находка позволит разобраться с причинами различных расстройств сна у людей.
Американские биологи провели исследование сна обычных рыбок, живущих на поверхности, и представителей трёх популяций пещерных рыбок того же самого вида (Astyanax mexicanus). Сравнение двух форм одной и той же разновидности позволило выявить отличия, обусловленные средой обитания и «запечатлённые» в генах после бесчисленных поколений, живших соответственно на свету и во тьме.
Это оказалась не только потеря глаз и пигмента (что было известно давно), но и радикальное сокращение сна. Серия опытов в аквариумах (проверялась реакция на внешние раздражители, типа стука по стеклу) позволила выяснить, что поверхностная форма A. mexicanus спит в среднем 800 минут в сутки, в то время как пещерная версия этой рыбки довольствуется 110-250 минутами. Это огромная разница для существ генетически предельно родственных (так что они даже считаются одним видом).
Как сообщает ScienceDaily, исследователи попытались выяснить, определяет ли генетика столь аномальный сон. Авторы работы вывели гибрид пещерной и поверхностной рыбки. Опыт показал, что «помесь» почти сравнялась по времени сна с пещерной рыбкой, а не поверхностной. Значит, слепые рыбы несут некие доминантные гены, обуславливающие феноменальную бессонницу.
В дальнейшем биологи намерены определить эти гены. А далее можно будет попытаться вычислить аналогичные гены и у людей с нарушениями сна. Так что чисто академическое, на первый взгляд, исследование из области ихтиологии может обрести вполне прикладное медицинское значение.

Биологи научились включать гибернацию у сусликов
Вызвав спячку у животных по своему желанию, экспериментаторы приблизились к пониманию её механизма. А его изучение важно не только для зоологов, но и для медиков, разрабатывающих методы защиты мозга пациентов, перенёсших сердечный приступ или инсульт.
Несмотря на крайнее замедление кровотока, животные, впадающие в спячку, обходятся без повреждения мозга. Особенности метаболизма в состоянии гибернации защищают нервные клетки.
Чтобы детальнее разобраться с происходящим и проторить дорогу к искусственно вызываемой гибернации у людей, учёные из Аляскинского университета в Фэрбенксе (UAF) провели опыт с сусликами. Мишенью для различных веществ выступали рецепторы аденозина в мозге. Считается, что эти рецепторы регулируют сонливость.
В эксперименте рецепторам «предъявлялись» как составы, стимулирующие их, так и блокирующие. Последняя задача возлагалась на соединения, подобные кофеину. Известно, что кофеин связывается в мозге с теми же рецепторами, конкурируя за них с аденозином и тем самым ингибируя его действие. Этим объясняется стимулирующий эффект кофе.
Итак, шесть арктических сусликов были подвергнуты испытанию три раза в течение года. Первый раз летом, когда они не находились в состоянии спячки, второй — в начале сезона зимней спячки и третий — в середине сезона спячки.
Если животные находились в состоянии гибернации перед тестом, авторы исследования будили их, чтобы узнать — может ли тестовое вещество заставить их вернуться в спячку. (Для большей надёжности выводов биологи давали некоторым зверькам плацебо, причём заранее не зная, в какой именно капсуле пустышка, а в какой активный компонент.)

«Мы впервые показали, что активации рецепторов аденозина достаточно, чтобы вызвать оцепенение у арктических сусликов в сезон спячки», — заявил ведущий автор работы Тулази Джинка (Tulasi Jinka) (фото UAF).
По информации Medical Xpress, учёные успешно вызвали оцепенение во всех шести сусликах, разбуженных в середине сезона спячки, но только у двух животных в начале такого сезона и ни в одном летом.
При этом, как и ожидалось, кофеиноподобные соединения прекрасно прерывали оцепенение сусликов в состоянии спячки.
Выходит, что рецепторы аденозина, критически важные для старта процесса гибернации, в течение года меняют свою чувствительность. Как именно это происходит, биологам ещё предстоит понять. Однако важно, что такие рецепторы есть у всех млекопитающих, в том числе и у человека. Следовательно, гипотетически можно разработать стратегию воздействия и на него.
Успех в данном случае означает не только продвижение в медицине, но и привлекательные, хотя и отдалённыеперспективы в области освоения космоса.
Но прежде чем перейти к подобным опытам на людях, учёным нужно пройти много шагов. В планах исследователей из Аляскинского университета — проведение аналогичного эксперимента на крысах.

Зоологи описали удивительные особенности спячки медведей
Американские исследователи наблюдали за четырьмя североамериканскими медведями, залёгшими в спячку на территории Аляски. Учёных поразило изменение обменных процессов в теле животных.
Когда медведи укладываются на зимний сон, химические процессы, преобразующие съестное в энергию в их организме, замедляются. Команда Эйвинда Тёиена (Øivind Tøien) из университета Аляски (UAF), проводя аналогию с другими животными, ожидала, что падение температуры тела на 10 °C приведёт к снижению метаболизма на 50%.
Но барибалы оказались «умнее»: чтобы притормозить метаболизм до 25% от нормы, им достаточно охладиться на 5-6 градусов (с 36 °C до 30 °C). Кроме того, выяснилось, что частота сердцебиений мишек падала с 55 до 9 ударов в минуту, рапортуют учёные.
Иногда, когда барибалы переставали дышать, между ударами проходило до 20 секунд. Отрезок времени немыслимый для человека, но для животного в спячке более-менее объяснимый. Замедление метаболических процессов приводит к снижению активности сердца, так как пропадает необходимость столь часто подводить кислород к тканям организма.

Всех четырёх участвовавших в эксперименте молодых медведей учёные спасли от усыпления. (Барибалов отлавливают в районах, где близко живут люди.)
Животных обвешали датчиками и отправили отсыпаться в искусственные берлоги (на снимке), специально построенные в заповедном лесу близ Фэрбенкса (Fairbanks) (фото Øivind Tøien).
Животных обвешали датчиками и отправили отсыпаться в искусственные берлоги (на снимке), специально построенные в заповедном лесу близ Фэрбенкса (Fairbanks) (фото Øivind Tøien).
Зоологи пока не в состоянии полностью объяснить, как U. americanus удаётся проделывать такие трюки со своим организмом. Но кое-какие теории в своей статье, вышедшей в журнале Science, они всё-таки выдвигают.
В частности, учёные предполагают, что метаболизм и вовсе не связан с падением температуры тела: после пробуждения температура мишек нормализуется, в то время как уровень метаболизма на протяжении трёх недель остаётся низким, как во время сна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий